100 photos from the hike to the Tien Shan

Memories of an experimental campaign "Zailiysky Alatau" , Kazakhstan, July 14, 2013

I write this report 3 years after the hike, based on the notes that I made then on the itinerary. Much has already been erased from memory, but one thing I remember very well - in the hike you can not relax until the very last second. Even if there are some 100 meters to the end of the route and you can already hear the smell of asphalt, you still need to remain vigilant ...
I really liked Tien-Shan. Rainy weather more than compensated for the joy of discovery and an incredibly warm company. Actually, look at the photos and you will understand everything yourself.

1 день

Вчера, высадившись в Алматы мы были поражены тем как близко тут горы и тем что небо совершенно чистое (по прогнозу тут уже неделю должно было дождить). Зато сегодня утром все стало на свои места - небо затянуло, гор не видно.

Алматинский спасотряд хоть и владеет неплохим зданием но расположен в такой глуши, так далеко от самой Алматы, что таксисты еле сложили цену на столь длительную экспедицию. Спасатели наш маршрут зарегистрировали без особых замечаний. Только предупредили, что маршрутный лист от пограничников не поможет, а следовательно на "их" территории лучше передвигаться ползком и ночью; т.е. в полном соответствии с законами жанра ))

Наш хостел всем хорош. Тут есть скалолазная стенка, тренажерный зал и сауна. Но хочется скорее очутиться в горах. Ожидание надоело до чертиков.

Что мне нравится в Заилийском Алатау, так это то что в "настоящие" горы попадаешь уже спустя 30 минут после выезда из города. Мы, как настоящие альпинисты, ехали в горы на такси. Правда одна из таксомашинок чуть не подломала кайф - на очередном взлете она захлебнулась бензином. Второму таксисту пришлось делать две ходки, чтобы доставить нас на Чимбулак.

К месту первого ночлега мы пришли в 15:30. К этому времени дождь шел уже 30 минут. Следующие 15 часов прошли в четком, размеренном ритме - 30 минут дождь (сидим под тентом, кушаем, спим), 60 минут тучи (бегаем по округе в поисках развлечений).

Впервые взял с собой в горы внешнюю вспышку для фотоаппарата (а также два радиосинхронизатора и мешок батареек). Конечно, это не самая нужная вещь в походе, зато благодаря вспышке вечерние кадры наших посиделок обрели вполне ощутимый драматизм.

2 день

7 утра. мы уже почти закончили завтракать, когда молочный туман сменился очередным ливнем. теперь вот сидим, ждем "окна".

10 утра - делаем вторую попытку собрать лагерь. Как только рюкзаки заняли положенные места (на нас), повалил град. А нам пофиг, спать и ждать так надоело, что мы бы начали идти даже если бы была возможность укрыться.

На высоте 3500 наконец проявила себя горняшка. У девченок закружилась голова и упала тяга. На 3600 симптомы резко сменились - мы вылезли на перевал и всех началась эйфория :)

На перевале Титова сильно рассиживаться не стали - нас сдуло очередным шквалом. Сразу за перегибом, правда, ветер со снегом утихли, зато начался настолько крутой спуск, что захотелось обратно на сквозняк.

Ночуем на моренных озерах. Поставив палатки мы успели сделать круг почета, пофоткать ручейки и цветочки, прежде чем новый эшелон града загнал нас под тент. Град с потрясающей скоростью засыпал все вокруг и выбелил пейзаж еще минуту назад бывший летним.

Важнейшим элементом быта в этом походе стал тент. Из-за сильного ветра и косого дождя приходится натягивать его низко на землей. Мы скрючившись в три погибели сидим вокруг горелки и радуемся жизни. Радуемся тому что у нас есть этот тент, что в просветах туч мелькают такие близкие вершины, что помыть тарелку можно не вставая из-за стола.

Чтобы веселей сиделось под тентом по вечерам у нас играет музыка. Для реализации этой культурной программы нужны всего лишь мобилкоплеер, солнечная батарея, и отличный парень Андрей записавший на мобилу бесконечное количество правильной музыки.

За ужином я неосторожно пожаловался что сфотографировать молнию в светлое время суток очень трудно, то ли дело ночью. И вот солнце село и давно уже бушевавший градопад дополнился грозой. При этом пару раз лупануло так близко , что фотографировать резко перехотелось. Вот незадача :)

3 день

Как и положено, на смену ночной буре пришло хрустально ясное утро.

Вчерашний град лежит на земле плотным слоем. За ночь он успел и подмерзнуть и теперь проваливается под ногами как настоящий фирн.

На спуске встретили местного аксакала со 120-литровым рюкзаком доверху набитым кирпичами. Собственно, про кирпичи это моя догадка, но выглядел он именно так - тяжелым и угловатым. При этом мужик утверждал что идет на суровую снежную вершинку соседнюю со знакомым нам перевалом Титова. Видимо будет строить там мемориал (из кирпичей, конечно).

На стоянку пришли рано, насобирали дров с запасом, нагрели пару котелков воды и дружно помылись. А потом сидели у костра и девчёнки рассказывали нам страшные истории про фридайверов... Неожиданно?

4 день

Начался день с расслабухи - дождя нет, тепло, спуск, цветочки всякие.

А закончился маленьким спортивным подвигом - запланированный лыжный подъемник на перевал Большой Талгар оказался нерабочим и мы поперли туда пешком. Потерю скрашивают 2500 тенге экономии (15 баксов).

Кулинарные открытия этого похода пополнились новым хитом. Сегодня на ужин у нас была каша из гороховых хлопьев. Нямка! До этого мы успели познакомиться с "украинским паштетом" (сало перекрученное с чесноком и зеленью), а для многих была сюрпризом "гранулированная курица" (сушеное мясо).

А это единственно верный способ поедания бубликов со сгущенкой. Тоже наше открытие!

Ночлег прямо на горнолыжном склоне запомнился не ковбоем на квадроцикле, и даже не комфортнейшей лавочкой, а потрясающим закатом над Алматой.

5 день

Горнолыжные казахские яки на первый взгляд почти такие же как в Непале. Сильно отличается темперамент - никакой выдержки. "Непальцы" принципиально проигнорировали бы все кроме второго пришествия.

Чтобы облегчить себе жизнь (и повысить прыгучесть) часть продуктовой заброски мы отдали сторожу-казаху.

Думаете я устал и рухнул на землю? Не дождетесь! Это я от ветра прячусь. До перевала Талгар еще 50 метров вверх.

Если верить моим воспоминаниям, то следующий за перевалом переход был солнечным. А если посмотреть на фотки, то небо там везде мрачное. Откуда такая нестыковочка? Мне кажется, причина в том, что я перед этим пару часов полз в гору и естественно был очень рад спуску. А вот мой фотоаппарат пешком не ходит, грузов не носит - ему всё пофиг.

Фоновым текстом этого похода весьма удачно стала аудиокнига "Географ глобус пропил". У них там, в книге, река шумит и нас шумит, у них тайга колышется и у нас аналогично :)

Роскошный обед с чаем и бубликами!

В дополнение к ужину мы сварили пол-котла медвежих ушек (грибы такие) с майонезом. Это как бы бонус для тех, кто не раскис на скользком 600-метровом спуске под проливным дождем. Т.е. для нас :)

Вы знали что чабрец бывает разных видов (ароматов)? У нас на ужин был чай с лимонным чабрецом.

6 день

Вычитанные в картах и чужих отчетах "Долина сурков" и "солнечная поляна" оказались названиями весьма условными. Не увидели мы ни грызунов, ни светило.

А вот "неприятная осыпь" вполне оправдала свое название - живые валуны так и норовили накрыть ногу или столкнуть в реку.

Тяньшаньский репейник, или "привидение"...

Хотел написать что-то еще, но группа мягко намекнула что пора идти. бай-бай!

"Тянь-Шань" означает небесные горы. И почему-то именно следующий кадр ассоциируется у меня с небесным Тянь-Шанем.

Редкий солнечный миг быстро закончился.

Перед перевалом ночевали в довольно мрачном месте на морене. на самом деле мрачность обьяснялась исключительно погодой, а в остальном место шикарное - есть панорама, есть вода, вкрытие от ветра. но мы настроились на темную волну и до глубокой ночи (22:00) сидя под тентом рассказывали страшные истории о выживании - красная палатка, аргентинские регбисты, ползучая жена и т.д.

7 день

На подходах к перевалу Туристов в зоне моренного хаоса мы заметили человека стоявшего на пригорке, а затем спрятавшегося. Места там глухие - это был первый человек за последние 3 дня и ждали мы от него явно не такого поведения. Позже появилась версия что это был глубоко законспирированный казахский пограничник-одиночка. Сидит тихонько и смотрит, кто через перевал шастает.

Последние 300 метров перед перевалом туристов мы шли по глубокому снегу, порой проваливаясь по пояс. Вообщето под нами был ледник и чисто теоретически можно было бы провалиться и гораздо глубже :)

Перевал Туристов. высота 4000.

По ту сторону перевала группа затосковала. То ли почуствовалось что поход заканчивается, то ли усталость навалилась. Но стоило вечному дождю смениться 3 часами солнца, как настроение резко пошло вверх. Появились возможности для досуга - можно сушить ботинки, стирать одежду, помыть голову, охотиться на сурков, мечтать о том как вернешься сюда со снарягой, чтобы взобраться на эту вот вершину.

Спускаться по снежному склону легко и местами даже весело. правда снег набивается в штаны и обувь, но кого это волнует после недели всеобщей сырости.

Опять таки уже после спуска с 4000 до 3500 одна из участниц почуствовала себя плохо. Тошнота, головокружение, слабость. Накормили таблетками, разгрузили и пошли скорее вниз. На 3000 все наладилось, даже аппетит проснулся.

Сурки-байбаки - наверное главные и самые многочисленные представители животного мира в этих горах. Мы постоянно встречали их огромные норы, слышали писк, и видели следы, но вот рассмотреть их вблизи так и не удалось. Ближе чем на 30 метров эти общительные зверушки к себе не подпускают.

Горные козлы-бараны вообще не показались нам на глаза. если бы не рога украшающие некоторые стоянки, можно было бы считать архаров выдумкой натуралистов. странно видеть бесконечные травянистые склоны на которых никто не пасется.

Стоянка у слияния двух рек. Наконец потеплело и мы снова купаемся, на этот раз без всякого подогрева.

8 день

Трижды переправляемся через одну реку. В отличие от вчерашнего купания, кайфа в этом немного.

Большое Алматинское озеро оказалось глубоко законспирированной засадой. Сначала пограничный патруль, потом водоохранная зона, и под конец могучая пограничная застава.

Поскольку все этапы проходили под проливным дождем, то в итоге мы насквозь промокли не смотря на обилие дождезащиты. Поэтому идея переночевать в бараке при обсерватории была принята на ура.

На закате тучи расступились и выяснилось что обсерватория состоит не только из нашей хибарки, но и антенн и телескопов.

9 день

От самой обсерватории за нами увязались два песика - Нос и Брови. Днем они с завидной скоростью гоняли вверх-вниз по склону (охотились за сурками) а на привалах "охраняли" наш лагерь от чужих.

На перевале Джусалы стоит некая "космостанция" - комплекс разбросанных по скалам скворешников с пометкой высокое напряжение.

Последний ночлег на маршруте. неужели не будет дождя? хе-хе :)

Предполагается, что завтра мы за пару часов дойдем до дороги и поход на этом закончится. На волне оптимизма один из участников даже сжёг свои развалившиеся ботинки.

10 день

На Тянь-Шане тоже есть берёзы.

До асфальта оставалось около сотни метров, когда на этом хлипком мостике произошло ЧП. Набежавшей волной с моста смыло одну из "наших" собачек.

Последующие наши метания и попытки спасти животное заслуживают отдельного рассказа. Скажу только, что в итоге, благодаря настойчивости и самоотверженности Андрея из Запорожья, оба пёсика были не просто спасены, но и трудоустроены в пионерлагерь сторожевыми волкодавами.

Трудно поверить, но спустя всего два часа после этого экстрима мы уже выруливали на цивильную прогулку по Алмате.

А вечером было празднование завершения похода в ресторане с национальной казахской кухней.

11 день

Остановиться на достигнутом было просто невозможно и мы решили еще немного прогуляться. Наняли микроавтобус и поехали на целый день в каньон Чарын.

Потом наверняка были еще какие-то события (поиск сувениров и т.п), но я их не снимал и соответственно не запомнил :)

Кирилл Ясько, Киев, декабрь 2016.